Блог
839 0

Готическая архитектура северной Италии и Венеции.

Updated: 20.04.2020

Готика(gotico) в живописи пришла на смену романскому стилю. Термин «готика» ввел в употребление итальянский художник и искусствовед Джорджо Вазари при определении периода между Средневековьем и эпохой Возрождения. Движущей силой творчества архитекторов и живописцев периода готики выступало христианское мировоззрение, пронизывающее все сферы жизни людей той эпохи. Готический стиль развивался во всех видах искусства под сильным влиянием церкви.

Готика появилась во Франции, а датой рождения готического стиля принято считать 14 июля 1140 года. Именно тогда началось обновление церкви в бенедиктинском аббатстве Сен-Дени, служившем усыпальницей королей в эпоху Меровингов. В ходе реконструкции монастыря впервые были реализованы характерные элементы готической архитектуры — нервюрные своды, которые затем стали отличительной чертой всех зданий, построенных в этом стиле.

Готика в живописи появилась на несколько десятилетий позднее, чем в архитектуре. Направление развивалось на фоне политической нестабильности, которая была характерна для Европы периода раннего Средневековья. Изменения происходили и в католической церкви — большая часть еретических сект была уничтожена, одновременно возросло влияние нищенствующих монашеских орденов, призывающих прихожан к братской любви и аскетизму.

Под влиянием исторических перемен трансформировались представления о живописи, появились новые приемы и сюжеты. Ранний готический период ознаменовался зарождением принципиально иного подхода к изображению казни Христа. Картины передавали боль Спасителя, скорбь Богоматери, отношение к происходящему свидетелей распятия. Живописные сцены отличал натурализм, который ранее был нехарактерен для творчества художников.

Каркасная система в готической архитектуре

Появился данный стиль на базе романских построек с характерными толстыми стенами, небольшими окнами, полукруглыми тяжёлыми дверями, массивными столбами или колоннами и бочкообразными сводами.

Готическая архитектура появилась благодаря открытию архитекторами принципиально нового метода распределения нагрузки на здание. Когда установили, что масса и нажим каменной кладки вполне могут быть сосредоточены в нескольких высчитанных точках, то другие составляющие строения не обязательно должны быть опорными.

Новый подход в строительстве состоял в том, что цилиндрический свод заменился веерным посредством специальных конструкций: нервюр — выступающих рёбер каркасного свода. Его назвали нервюрным.

На основе каркасной системы готической архитектуры появилась возможность строительства высочайших зданий с огромным пространством, множеством света, высокими колоннами и башнями, продолговатыми арками и украшенными резьбой фасадами. Стали строить готические храмы, превышающие высоту Хеопской пирамиды, которая в Европе в те времена считалась самым высоким сооружением на земле.

Как в венецианской готике появились исламские мотивы?

Исламские мотивы в Венеции. (Источник фото: https://shidtur.com.ua)

Архитектура города, построенного на воде

Почти все знают Венецию – город, построенный на воде. Даже те, кто никогда не бывал в Венеции или вовсе живёт на другом конце света, в своём воображении легко могут представить себе красоту и очарование единственного в своём роде города, являющего собой пример уникального искусства и необычной архитектуры.

Между прочим, сама по себе архитектура Венеции космополитична, объединяет в себе самые разнообразные стили: чистейшее готическое влияние с севера, романский характер, типичный для средневековой Италии, византийский и наиболее интересный для нас, исламский.

Отдельные формы оригинальной исламской архитектуры появились в Венеции и позже слились в единое целое с венецианской архитектурой. Это создало уникальный стиль, широко известный как Венецианская Готика, которую Отто Демус определил как стиль, имеющий сарацинский вкус, интегрированный с готическими темами.

До Джона Раскина и его труда, посвящённого анализу архитектурного элемента арок, считалось, что готические стрельчатые арки, идущие с севера, и те, что характерны для сооружений исламского мира, были практически идентичны.

Однако, говоря об исламском влиянии, мы не можем позволить себе ограничиться одной лишь архитектурой. Ведь для понимания причин и особенностей такого проникновения мусульманской культуры в Венецию нужно обратиться и к историческому, и географическому аспектам.

Причины проникновения мусульманской культуры в Венецию

Стоит отметить, что Венеция всегда была торговым городом, центром для переправки и реализации через морские пути Адриатики и Восточного Средиземноморья товаров с востока. Уже в XIX веке появились гипотезы о возможности венецианских торговцев импортировать и имитировать иностранные и исламские архитектурные элементы у себя дома.

С завоеванием Константинополя в 1204 году внедрение восточных элементов в Венеции было воспринято широкой публикой достаточно благосклонно.

Это внесло изменения в венецианское искусство и архитектуру, которое стало результатом перенятия новых стилей строительства, найденных в дальних уголках торговых путей Венеции, идущих до Египта и Сирии. Венеция нуждалась и хотела узаконить своё господство в Средиземном море, а потому импортировала восточные мраморы, колонны и капители, в том числе Александрийские элементы.

Торговля продолжалась даже после Крестовых походов и частичной оккупации Константинополя: Византийская столица стала Венецианской базой для торговли с Востоком, в частности с мамлюками, и Египтом. На первом этапе, между X и XII веками, Константинополь оказал сильное влияние не только на Венецию, но и на весь исламский мир. Именно поэтому в Венеции можно найти сооружения, напоминающие нам архитектуру Египта. Уже после 1180 года этот стиль стал более оформленным, включив в себя египетские и персидские черты. Венецианцы переняли арабские элементы и применили их в гражданской архитектуре. К примеру, стали появляться такие типичные элементы мечетей, как зубцы парапета.

Непрерывные путешествия на Восток и обратно домой, послужили эффективными каналами коммуникации, которые позволили сделать Венецию более открытой и доступной для восточных ценностей и культур. Истории, которые рассказывали вернувшиеся на родину путешественники, позволяли расширить знания о Востоке, в том числе через импорт архитектурных приёмов и элементов.

Ещё одним фактором, который мог оказать немалое влияние на появление исламских мотивов в венецианской архитектуре, является особенность местного населения, в котором доминировали купцы, ведущие торговые дела за Адриатикой. Неудивительно, что в скором времени сердце города стало центром влияния и ближневосточных ароматов, способствуя созданию тесных и прочных связей между коммерческой реальностью и архитектурой.

Нужно понимать, что проектировщик – это достаточно загадочная фигура, которая обладает соответствующими знаниями о направлениях в архитектуре, выражает глас своего времени, конкретного места, при этом достаточно открытая для новых веяний и коллабораций.

Раз уж мы начали говорить о предпосылках проникновения ислама в архитектуру Венеции, то отдельно стоит остановиться на геополитических событиях того времени. Процесс слияния восточных элементов с местными архитектурными предпочтениями средневековой Венеции уже тогда во многом состоялся благодаря развитой торговли и переселения мощей мучеников и святых. Такой союз сформировал образ Венеции как великого восточного торгового центра и святого города.

Дворец дожей

Реконструкция Дворца дожей в XIV веке привела к необходимости вспомнить былые торговые пути, чтобы достойно защитить торговое могущество Венеции на Востоке и ещё раз привнести в венецианских колорит великолепие мамлюкских султанов.

Именно с начала XIV века Венеция регулярно организовывала поездки на Восток, в том числе для укрепления связей с мамлюкским Египтом. Воспроизведение исламских архитектурных элементов дома, наряду с отсылками в отделке к архитектуре ближневосточных правительственных зданий, может отражать также и желание продемонстрировать силу Венеции как с коммерческой, так и с политической точки зрения.

С другой стороны, реконструкция Дворца Дожей стала своеобразным празднованием важной победы над введённым папством эмбарго.

У Венеции были сложные отношения с папой: Серениссима была раздавлена своей собственной реальностью и христианским наследием, противостоящим торговле с исламскими территориями. Концепция «архитектурного ориентализма», примененная в Венеции, может помочь нам решить такую непростую дилемму.

Ориентализм XIX века был основан на увлечении Востоком и взаимодействии с его культурой, но также опирался на колониализм, на идеологическое европоцентристское позиционирование.

Папство решительно выступало против торговли между таким христианским государством, как Венеция, и исламским миром. В 1320 году папство наложило эмбарго на любой вид коммерческого обмена с исламским миром. Венецианская экономика сильно пострадала от такого решения. При этом парадоксальное восприятие Венецией самой себя и её отношений с исламским миром было усилено ещё и тем, что город сильно зависел от торговых и дипломатических контактов с Ближним Востоком, но при этом по-прежнему гордился своим христианским наследием.

В 1344 году, после более чем 20 лет скорби, Венеция наконец убедила папу дать разрешение на отправку ограниченного флота кораблей в Египет в обмен на особые уступки папству. Венецианцы посетили мамлюкского султана и сумели восстановить свой привилегированный статус.

Как достоверно известно, именно в этот временной промежуток и был задуман проект нового Дворца дожей с его исламскими аллюзиями, которые позволяли передать весть о важной политической победе тем, кто был осведомлен о полемике с папством и был в состоянии понять символический смысл исламской архитектурной традиции, уходящей корнями в Венецию.

Дворец дожей (Фото: Каз Иша).

В частности, исламские элементы, найденные в районе Святого Марка, исследователи и архитекторы объясняют через множественность, повторение и бесконечность, традиционно используемые в исламской архитектуре для украшения абстрактной композиции, лишённой какого-либо, пусть даже схематического, изображения человеческой фигуры.

Венецианская и исламская архитектура разделяли концепцию пространства, задуманного как двумерное и текучее. Есть отдельные учёные, которые придерживаются мнения, что двухцветный ромбовидный мотив таких фасадов берёт своё начало ещё дальше на восток – от дворцов ильхана и монгольской архитектуры, являясь таким образом результатом влияния сельджуков в северном Иране.

Отсылки к исламской культуре можно встретить и во внутреннем устройстве Дворца Дожей, построенного вокруг большого резервуара с водой и предусмотренного для большой публики, что напоминает внутренний двор мечети и место для омовения. Дворец своим видом напоминает о великих религиозных комплексах султанов, которые знакомы любому, кто интересуется мамлюкским Египтом.

Цитадель Саладина, 1333-34 гг. (Египет)

Хотя можно сузить хронологическое и географическое влияние исламского мира на Венецию до времени правления фатимидов и мамлюков в Египте, роль и размер исламского влияния на архитектуру требует более тщательных исследований.

Islam-Today

Готический стиль в архитектуре: история

Эволюцию готического стиля в архитектуре можно разделить на три этапа:

  1. ранняя готика -12 век;
  2. высокая (зрелая) с пиком в 13 веке;
  3. пламенеющая (поздняя) с расцветом в 14-15 веках.

Временем рождения готики можно считать 1135 год. Архиепископ города Санса в Бургундии принял решение построить новый храм вместо старого романского, в котором выступающие рёбра свода носили декоративный характер. В новом соборе они стали играть роль опорных конструкций одновременно с арками.

Примерно в это же время началась реконструкция собора Сен-Дени, недалеко от Парижа — усыпальницы французских королей. В работах использовались элементы нового стиля, заимствованные из собора в Сансе. Именно этот факт послужил началом распространения готики, как французского стиля, в соседних регионах (запад и центр Европы), а также в Сирии, на Родосе, на Кипре.

По иронии судьбы, Германия переняла этот стиль позже остальных, хотя своё имя стиль получил от названия племён, проживавших на её территории: готов.

Развитие готики в изобразительном искусстве

На развитие средневековой живописи в немалой степени повлияли философские взгляды Фомы Аквинского. В своих трактатах теолог призывал творцов отойти от символизма и высказал мысль о том, что произведение искусства должно отображать материальный мир.

Призыв к реалистичности нашел отражение в церковной живописи — композиция не изменилась, но персонажи на картинах приобрели индивидуальность. Лица стали узнаваемыми, жесты естественными, а пейзажи из фона постепенно превратились в эстетический объект, затрагивающий чувства зрителя. В замкнутых помещениях, где разворачивается действие, появились окна, в которых просматриваются детально прописанные виды окрестностей.

Эмоциональную окраску приобрели герои христианских сюжетов. Богоматерь с младенцем стали изображать в центре обыденной сцены в окружении предметов быта, животных и растений, что давало зрителю возможность установить личный контакт с картиной. Внешность Мадонны также претерпела изменения — в ней угадываются черты реальных женщин, живших в ту эпоху.

Возросла роль архитектуры — здания и интерьеры выступают полноправными участниками действия. Изменения восприятия мира художниками нашли отражение в работах фламандского мастера Яна ван Эйка (Jan van Eyck). В сцене «Благовещения» на одной из створок Гентского алтаря ангел и Дева Мария изображены в комнате, где детали интерьера прописаны настолько подробно и объемно, что кажутся настоящими.

Готический стиль в архитектуре: элементы

Оличить Готику можно по стрельчатым аркам, нервюрам, травеям, контрфорсам, аркбутанам. Всего две минуты на видео покажут, что это за элементы.

Каркасная система готической архитектуры является отличительной особенностью стиля. Его характерные признаки

  • высокие арки и своды, стремящиеся ввысь в форме стрел, дуг и крестов,
  • наружные полуарки, передающие нагрузку за пределы основного здания (аркбутаны),
  • вертикальные конструкции, принимающие на себя эту нагрузку (контрфорсы),
  • узорчатые мозаичные окна.

На основе последних французские искусствоведы 19 века пытались классифицировать готические стили. Термин «Районнант» (фр. Rayonnant — излучение) был утверждён для описания излучающих спиц окон в форме розы. Употребляется современными искусствоведами.

Уделите минутку времени, чтобы подробней рассмотреть готический свод на примере башен-ворот Торрес-де-Серранос в Испании (Валенсия):

Отличительные признаки

Существующие на определенном историческом этапе стили архитектурных сооружений со временем претерпевают определенные изменения. Так и романский стиль постепенно стал преобразовываться в готический.

Каковы его основные особенности? Существует семь отличительных признаков готического стиля:

1. Модные и преобладающие цвета — синий, красный и желтый. 2. Стрельчатые линии, образующие свод из двух пересекающихся дуг. 3. Прямоугольная форма здания в плане, переходящие в столбы стрельчатые арки. 4. Веерный свод, сооруженный на опорах. Вместо него иногда встречается кессонный потолок. Залы в таких зданиях длинные и узкие. Либо широкие, с установленными по центру опорами. Потолки в этих помещениях обязательно высокие. 5. Стрельчатые, каркасные, ажурные, каменные, вытянутые вверх арки, а также подчеркнутый скелет всего каркаса. 6. Разноцветные витражные окна. Их форма может быть круглой или вытянутой вверх. 7. Филенчатые дубовые двери и ребристые стрельчатые арки дверных проемов.

Неотъемлемой чертой данного искусства является также наличие скульптур. Мифические существа и мрачные фигуры наиболее часто украшали стены монастырей, храмов и соборов.

Многие средневековые замки Европы выстроены именно в готическом стиле. Это настоящий образец синтеза многих искусств, таких, как:

— архитектура; — скульптура; — монументальная живопись; — декоративно-прикладное искусство.

Соборы в готическом стиле выстраивались на центральных городских площадях, доминируя над окружавшими их двух или трехэтажными домами. Такое расположение особенно характерно для Восточной Европы и Италии.

Строительство

Строительство величественных готических сооружений было невозможно без железных инструментов, пил, блоков, больших колёс для подъёма материалов на высоту. Требовалось наличие свинца, пластины которого покрывали крыши. Все эти условия стали возможны на территории Европы в 12 веке.

Для исполинских сакральных сооружений требовался камень, который часто привозили из дальних карьеров. Процесс возведения готических шедевров длился сотни лет. Мы его можем рассматривать на картинах средневековых художников Яна ван Эйка и Питера Бригеля-старшего.

Шартрский собор

Готические замки оставляют глубокое впечатление в душе каждого человека. Поражает их высота и красота тянущихся к небу многочисленных башен и заостренных арок. Кроме того, замки в готическом стиле чрезвычайно протяженны. Так, Шартрский собор, находящийся во Франции, имеет длину, равную 130 м. С каждой новой выбранной точки обзора замок смотрится по-новому. И все это благодаря удивительному дизайну фасада.

В отличие от романских церквей, обладающих простыми и четкими обозримыми формами, при осмотре Шартрского собора создается впечатление отсутствия стен. Галереи, арки, башни, громадные окна, многочисленные площадки с аркадами представляют собой нескончаемую игру ажурных форм. Как и все готические замки, Шартрский собор буквально населен массой различных скульптур. Одних статуй в храме насчитывается около десяти тысяч. Эти фигуры находятся не только в порталах и галереях. Их можно увидеть на карнизах и кровле, на винтовых лестницах и водосточных трубах, на консолях и под сводами капелл. Другими словами, готические замки для посетителей представляют собой неизведанный и удивительный мир.

Печальная судьба имения

К сожалению, судьба готического замка оказалась печальной: после революции его хозяева эмигрировали из страны, а усадьбу разграбили. В течение многих лет деревенские жители вырубали деревья в парке, вынимали кирпичи и дорогие изразцы из каменной кладки. Сейчас имение представляет собой ужасное зрелище: крыша обвалилась, а внутри страшная грязь и разруха.

Несмотря на то что дворянскую усадьбу объявили памятником, охраняемым государством, никто не спешит реставрировать национальное сокровище. Пять лет назад замок передали Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику, однако его сотрудники не располагают необходимыми денежными средствами для восстановления имения Муромцево.

Замок Рейнштайн

В Германии все крепости, являвшиеся символами власти, строились для защиты территории. Немецкие готические замки заслуженно считаются самыми красивыми не только в стране, но и мире. Богатое историческое наследие государства отразилось в старинных сооружениях, дошедших до потомков почти в первозданном виде.

Архитектурная достопримечательность, стоящая на отвесной скале, всегда являлась неприступной твердыней, однако на протяжении многих веков она не испытала ни одной осады. Известный замок Рейнштайн, расположенный в долине Рейна, имел важное стратегическое значение. Он приходит в упадок в середине XIV века, а в 1794 году его покупает персидский принц, который производит масштабную реконструкцию. Здесь проводятся рыцарские турниры, роскошные балы, а обожающий искусство хозяин не жалеет огромные суммы на украшение залов. В 70-х годах прошлого века, на волне интереса к Средневековью, замок подвергается реконструкции и превращается в национальное сокровище. Современные туристы смогут увидеть бесценную коллекцию исторических и художественных экспонатов. Кроме того, для посетителей, мечтающих погрузиться в атмосферу прошлых веков, проводятся увлекательные ночные экскурсии.

Кёльнский собор

Строительство этого грандиозного сооружения готического стиля было начато в 1248 г. Собор отличают легкие башни западного фасада, имеющие остроконечные крыши, а также изящное решение всех деталей конструкции и необычная высота среднего нефа.

Этот храм самый – узнаваемый и самый знаменитый на всей нашей планете. Посмотреть на удивительный памятник готической архитектуры, который по своей высоте находится на третьем месте среди всех соборов мира, стремятся все туристы, посещающие Германию.

Добавить комментарий